Мы слышим то, чего нет, видим то, чего нет, ощущаем то, чего нет, но это ещё не значит, что мы сошли с ума. Это явление называется "апофения" (лат. Apophenia).
Не смотря на то, что данное явление известно с незапамятных времен (и как утверждают некоторые исследователи, именно благодаря ему в мире столько верований, учений и религий), серьезно изучать его стали совсем недавно - каких-то 50 лет назад.
Началось все с того, что латвийский психолог Константин Раудив провёл лето 1965 года в попытках связаться с мёртвыми. Каждый день он в одно и то же время распечатывал новую коробку с катушкой, пропускал магнитную ленту через валики и головки и устанавливал микрофон рядом с ненастроенным радиоприёмником, издающим "белый шум". Записав шум, он часами слушал его в поисках замогильного шёпота.
Но мёртвые на контакт почему-то не шли. Несмотря на все свои технические и лингвистические знания, он три месяца не слышал ничего, но потом ухо привыкло, и Раудив начал улавливать нечленораздельный шум, напоминавший неразборчивую речь.
Он усилил и перезаписал эти кусочки, и со временем духи стали выражаться яснее. Однажды Раудив призвал покойную подругу из Шотландии, и она вроде бы сказала на смеси английского, французского и немецкого: "All sait dein, Aileen". Если пренебречь правилами грамматики, то это можно перевести так: "Твоя Эйлин всё знает". Как ни странно, призраки порой выражались на языках, при жизни им неизвестных. Например, мать психолога, латышка, "предпочитала" смесь испанского, итальянского, шведского, немецкого, обычного латышского и своего латышского диалекта.
Под насмешки коллег Раудив рассказал о своём открытии отдельной книгой под названием "Прорыв" (Breakthrough), ставшей бестселлером. Люди бросились слушать "электронные голоса призраков". Разумеется, многих ждало горькое разочарование - они не слышали ничего.

Вот дом, который по мнению некоторых, похож на Гитлера. Правда, похож?
Кембриджский парапсихолог Дэвид Эллис, изучивший опыты Раудива, пришёл к выводу, что всё зависит от субъективных впечатлений слушателя. К аналогичному выводу позднее пришёл канадский психолог Имант Баруш: даже если что-то "членораздельное" удавалось услышать, то все слышали это по-разному.
Вместо того чтобы открыть метод связи с мёртвыми, Раудив нечаянно напомнил науке о том, что человек способен видеть смысл там, где его нет. Называется это апофенией (или парейдолией), и мы все с этим сталкиваемся в той или иной степени. Мы видим лица в облаках и животных в нагромождении скал, послания "свыше" в бурлящих волнах (мусульмане узрели слово "Аллах" в цунами 2005 года) или... на заплесневелых бутербродах (христиане считают, что там появился "лик" Девы Марии). Мы слышим своё имя в шумном месте, когда нас никто не зовёт. Нам кажется, что телефон в кармане брюк вибрирует, когда на самом деле мы просто касаемся его ногой при ходьбе.

А вот и "Дева Мария". Правда, некоторые видят там то ли мертвую Мерлин Монро, то ли Клеопатру
Во многих отношениях этот замечательный талант - основной ингредиент галлюцинаций, в том числе тех чётко выраженных и ярких, которые сопутствуют шизофрении. Классическое исследование, проведённое Сэнфордом Минцем и Мюрреем Алпертом, показало, что более 80% психически больных, испытывающих галлюцинации, ошибочно слышат в белом шуме Бинга Кросби, поющего White Christmas, когда им предлагают это услышать. Если вы недовольны тем, что вас сравнивают с шизофрениками, то следующая информация вас, должно быть, удивит: 40% здоровых участников эксперимента тоже услышали музыку!
Недавно таким же образом учёные попытались обнаружить галлюцинации у людей, страдающих нейродегенеративными заболеваниями. У некоторых пожилых мозг сдаёт быстрее, чем должен, что вызывает деменцию, приводящую к растерянности и иногда к галлюцинациям, но спросить у них, не видят ли они странные вещи, не всегда позволительно, ибо мышление и способность к общению у таких людей тоже нарушаются. Учёные из Университета Тохоку (Япония) создали ряд фотографий, допускающих неоднозначное толкование: на них были изображены, к примеру, птицы, составляющие странную фигуру, или тени на полу. Оказалось, что ложное восприятие чаще демонстрируют пациенты с болезнью диффузных телец Леви, чем с болезнью Альцгеймера, и этот тест позволяет их чётко разделить.
Раудив в своё время отверг психологическое объяснение полученных им "посланий" и продолжал твёрдо верить в то, что это были голоса мёртвых. Ближе к концу жизни он начал прислушиваться к волнистому попугайчику Путци, который, по его мнению, своими песнями передавал слова духов: яркий пример апофении. Раудив умер в 1974 году, но по сей день последователи принимают от него послания с помощью белого шума.
По материалам theguardian.com, compulenta.ru
Комментарии